Государственное страхование торговых кредитов

Автор:  Береснева Ольга Владимировна

В последние 10–15 лет не только в среде профессиональных экономистов, но и между людьми, интересующимися развитием страны, не прекращаются разговоры о «нефтяной игле», на которой «сидит» наша экономика; говорится о необходимости развития перерабатывающих отраслей и замещения ими ресурсодобывающих.

Эффект масштаба
Российский политический истеблишмент на декларативном уровне неоднократно ратовал за принятие мер, направленных на поддержку отечественного производителя. Хорошо известный правительствам ведущих мировых экономик инструмент – государственное страхование кредитов – мог бы при условии грамотного его использования стать одним из локомотивов, которому было бы под силу вытянуть отсталые российские отрасли (легкую и пищевую промышленности, бытовую химию, производство электробытовых товаров) на качественно новый уровень.

В чем кроется причина отсталости этих отраслей отечественной экономики; почему они по всем фронтам проигрывают иностранным конкурентам?

Думается, что следует говорить о комплексе факторов, среди которых и технологическое отставание, и пресловутый отрицательный эффект масштаба (снижение экономической эффективности при увеличении объема деятельности, возникающее в условиях, когда долговременные средние издержки возрастают при увеличении объема выпускаемой продукции сверх некоторого предела), и климатически-географические особенности, и ряд других факторов. Но зачастую российские компании не могут конкурировать с мультинациональными гигантами исключительно по причине имеющих место условий продажи своего товара. Проводя экспансию на новый рынок, крупные мультинациональные компании, используя свои финансовые возможности, могут позволить себе предлагать покупателям (розничным сетям, оптовикам, посредникам) такие отсрочки платежей, которые финансовые построения отечественных конкурентов не в состоянии «переварить».

В современных условиях компании, стремящиеся увеличить свои продажи (в большей степени это касается фирм, ориентированных на производство потребительских товаров), вынуждены предоставлять значительные торговые кредиты на большие сроки. В таких условиях с высокой долей вероятности можно говорить о возникновении рисков финансовых потерь, способных привести компанию к банкротству. Причем следует понимать, что если какой-то индивидуальный предприниматель, допустим, в Чите, не вернет торговый кредит в несколько сотен тысяч долларов, скажем, компании Procter&Gamble, то этот малоприятный для местного менеджмента факт никак не отразится на финансовой устойчивости мирового гиганта – в то время как для вполне успешного, но еще только выходящего на рынок производителя стирального порошка, скажем, из Самары, такая потеря может оказаться катастрофической.

Инструменты защиты
Кроме собственных широких финансовых возможностей для компаний-лидеров мировые финансовые институты предлагают широкий спектр инструментов защиты дебиторской задолженности. Такими инструментами в настоящее время являются аккредитив, банковские гарантии, факторинг, специальные бумаги ABCP (asset-backed com-mercial paper – краткосрочные коммерческие векселя, обеспеченные активами) и CDS (Credit Default Swaps – кредитные дефолтные соглашения между двумя сторонами), а также кредитное страхование (или страхование торговых кредитов) – один из самых любимых механизмов мультинациональных предприятий различных секторов экономки, ориентированных на производство потребительских товаров при завоевании новых и поддержке своего статуса на привычных рынках.

Страхование торговых кредитов представляет собой механизм защиты имущественных интересов продавца от рисков, возникающих в процессе продажи товара в рассрочку; либо имущественных интересов покупателя, связанных с рисками, появляющимися вследствие покупки по предоплате.

При предоставлении торгового кредита вследствие коммерческих, а в случае экспортных операций и политических рисков возникают две основные опасности для дебиторской задолженности кредитора: невозврат торгового кредита из-за несостоятельности или банкротства покупателя и длительная задержка платежа (обычно 180 дней). Именно с учетом этих рисков и проводится кредитное страхование.

Под политическим риском понимается риск неплатежа по экспортному контракту вследствие действий государства-импортера, таких, как отказ от трансфертных платежей, приостановка лицензии, изменение законодательных и регулирующих норм, а также войн и гражданских беспорядков.

Кредитное страхование изначально было представлено государственными агентствами по поддержке экспорта, которые создавались в ведущих европейских странах для продвижения производимых внутри страны товаров на зарубежные рынки. Впоследствии некоторые из этих агентств пережили приватизацию и совместно с некоторыми мультибрендовыми страховщиками образуют частный рынок кредитного страхования.

В настоящее время негосударственные кредитные страховщики как правило предлагают страховую защиту от краткосрочных коммерческих (и политических) рисков для торговых кредитов, предоставляемых на срок от 30 до 120 дней. Более «длинные» риски чаще страхуются государственными экспортными агентствами.

В основном страховщики выпускают полисы страхования всего торгового оборота (за исключением авансовых платежей и аккредитивов, в этих случаях часто используются полисы «на одну сделку» либо «на одного дебитора»), но в определенных случаях могут приниматься на страхование и единичные сделки.

Три кита
Мировой рынок кредитного страхования является сверхконцентрированным. Три группы: Euler Hermes, Atradius, COFACE – контролируют 90% мирового рынка. Большую роль в такой концентрации играет участие государственных бюджетов в программах страхования экспортных кредитов. Так, например, Euler Hermes работает с германским бюджетом, COFACE – с французским, а Atradius – с голландским.

Помимо значительного акционерного капитала для активного проведения кредитного страхования требуется наличие высокого международного рейтинга, поддержка ведущих перестраховщиков, опытные, квалифицированные кадры «андеррайтеров» и обширные информационные базы. В связи с этим новые игроки в сфере мирового кредитного страхования практически не появляются.

Три основные группы страховщиков имеют предельно диверсифицированный портфель по странам, секторам, срочности рисков, а также локально присутствуют в более чем 100 странах. Это позволяет им держать весьма низкий уровень ставок и значительные высокие лимиты на одного дебитора.

Все «три кита» мирового кредитного страхования, а также некоторые отечественные независимые игроки ведут отчаянную конкуренцию за российский рынок. Причем основная цель у всех – крупные мультинациональные компании. Причем в отличие от других видов страхования здесь не исповедуется принцип: чем больше клиентов, тем лучше. Напротив, работает принцип поддержки лидера. Естественно, что даже тем российским предприятиям, которые проводят грамотный кредитный менеджмент, не приходится надеяться на то, что страховщики вообще будут готовы предложить им покрытие кредитного портфеля, не говоря уже о наличии лучших условий.

В связи с этим создание в России госкомпании или агентства, ориентированного на предоставление услуг кредитного (экспортного) страхования для отечественных предприятий, могло бы стать реальной мерой, способствующей развитию отечественного среднего бизнеса в перерабатывающих отраслях.

Среди задач такого агентства можно назвать следующие:

повышение конкурентоспособности предприятий-страхователей в отношении условий продажи вследствие появления у последних возможности предоставлять большие и более длинные торговые кредиты;
восполнение в определенный срок большей части действующего капитала, совершенно потерянного компанией-страхователем или безнадежно связанного, если клиент, которому доставлены товары или предоставлены услуги в кредит, не в состоянии их оплатить;
поддержание дисциплины кредитного менеджмента предприятий-страхователей путем осуществления здорового контроля над кредитом и улучшения режима обращения, что может позволить освободить значительные финансовые ресурсы для развития бизнеса;
составление базы данных предприятий-дебиторов в России и СНГ, а также аккумулирование другой необходимой для грамотного андеррайтинга информации;
различные консультационные услуги компаниям-страхователям.
При создании такого агентства можно было бы смело использовать значительный опыт госагентств Англии, Франции, Италии и других стран, которые в течение десятилетий поддерживают предприятия своих стран как на внутренних рынках, так и в особенности при выходе их на поле битвы перспективных рынков, а также опыт отечественных ветеранов кредитного страхования, знакомых с этим видом еще по страхованию внешнеторговых сделок Советского Союза.

Дата последнего обновления:
04.08.2015 18:22