Риски торгово-посреднической компании

Автор:  Береснева Ольга Владимировна

Торгово-посредническая деятельность – один из важнейших секторов современной экономики. Однако в работах, посвященных управлению рисками, торговле не уделяется практически никакого внимания, в отличие, скажем, от банковской сферы, для которой разработаны строгие методики оценки рисков и управления ими.

Важнейшая особенность торгово-посреднического предприятия – высокая степень оборачиваемости, то есть движения товаров в сфере обращения и реализации. Это создает специфические риски. Кроме того, для торговли характерно постоянное колебание спроса и предложения. А несовершенство предоставляемой маркетинговой информации затрудняет выявление зон риска – возникновения потенциально рисковых ситуаций.

Взаимосвязь хозяйственной и финансовой деятельности свойственна любому предприятию. Результат хозяйственной деятельности торгового предприятия оценивается с помощью такого показателя, как товарооборот, а для оценки результата финансовой деятельности употребляется термин «прибыль» или «убыток». Основные риски торгового предприятия – предпринимательские (стратегические и операционные) и финансовые.

Говоря о предпринимательских рисках торгового предприятия, имеют в виду следующие:

  • риск снижения прибыли;
  • риск уменьшения товарооборота;
  • риск увеличения покупательных (оптовых) цен;
  • риск роста товарных издержек;
  • риск потери товара в процессе его обращения.

Каждый из этих рисков возникает под воздействием ряда факторов, которые в процессе комплексного управления рисками нельзя рассматривать отдельно друг от друга.

На прибыль торгового предприятия в первую очередь влияют размер товарооборота, уровень валового дохода и издержек обращения. Размер прибыли также зависит от структуры оборота торгового предприятия. Чем больше продано высокорентабельных товаров, тем выше будут сумма и уровень прибыли.

Основные факторы, влияющие на величину товарооборота (в первую очередь розничного), связаны с товарными фондами, с численностью работников и производительностью их труда, с рациональным использованием основных средств торговых предприятий.

Торговые предприятия и организации в своей деятельности должны стремиться к наиболее эффективному использованию основных средств, так как при этом увеличивается товарооборот на единицу средств, снижаются затраты на содержание самих основных средств, а следовательно, улучшаются финансовые результаты деятельности торговых предприятий и организаций.

Факторы влияния
Один из факторов, влияющих на товарооборот, – социальный. Это сезонное колебание потребительского спроса. На основе статистических показателей строится график сезонной волны и делается заключение о том, в какой степени эти колебания были учтены при планировании розничного товарооборота.

Прогнозированию спроса предшествует анализ его состояния и факторов, оказывающих влияние на объем и структуру. Для оценки целесообразно применять экономико-математические методы. Наиболее часто используются методы статистические, основанные на исчислении корреляционно-регрессионной зависимости. При прогнозировании спроса на товары длительного пользования не обойтись без данных об их реальном потреблении в течение анализируемого периода и без фактического наличия этих товаров у населения, а также закономерности их выбытия из употребления.

Одним из важнейших участков изучения спроса является конъюнктура товарного рынка – его состояние, прогноз на ближайшую перспективу и рекомендации для улучшения соотношения спроса и предложения.

Среди факторов, влияющих на риск роста издержек обращения, – изменение оптовых цен, тарифов на перевозки товаров, телефонные и почтовые услуги, процентных ставок за пользование банковскими кредитами. На издержки обращения влияют структура и скорость товарооборота. Реализация одних товаров дает повышенную прибыльность, а реализация других, наоборот, ведет к убыткам. Это особенно заметно при использовании единой, усредненной торговой наценки. Поэтому основой для установления торговых наценок должны стать потоварные издержки, которые помогут, во-первых, полностью покрыть затраты и, во-вторых, обеспечить нормальную прибыльность или рентабельность при реализации каждого товара.

На величину издержек обращения влияет такой фактор, как скорость товарооборота. Ускорение товарооборачиваемости, сокращение времени обращения товаров сопровождаются понижением уровня торговых расходов. Замедление товарооборота, заминка в реализации товаров ухудшают все финансово-экономические показатели, в том числе и показатели издержек обращения – их уровень повышается.

Одним из основных факторов сокращения времени обращения, ускорения оборота товаров является оптимизация товарных запасов. Наиболее сильно ускорение товарооборота влияет на статьи расходов, связанные с содержанием товарных запасов. Особое значение имеет анализ затрат на транспортировку товаров и расходов на заработную плату, поскольку они составляют 65–70% от всех затрат торговых предприятий.

При анализе издержек обращения следует использовать математические и экономико-статистические методы, методы сравнительного анализа, выявлять зависимости. Например, можно составлять аналитические таблицы товарооборота на 1м2 торговой площади, вычислять зависимости издержек от производительности труда и так далее.

Таким образом, прирост товарооборота, а следовательно, и увеличение прибыли становится возможным за счет улучшения структуры товарооборота, рационального использования рабочего времени продавцов, распределения торговых площадей.

О важности баланса
Для успешного осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать достаточным минимумом собственных оборотных средств. Финансовое положение предприятий в значительной мере зависит от состояния собственных оборотных средств, их сохранности и грамотного использования.

Недостаток средств чреват уменьшением товарооборота, возникновением задолженности поставщикам и банкам за кредиты, тогда как их излишек ведет к образованию сверхнормативных запасов товаров, росту кредиторской задолженности, к отвлечению средств из оборота (проценты за кредит, штрафы за просроченную задолженность поставщикам, пеня в бюджет).

Не меньшее значение для торгового предприятия имеют и финансовые риски – риск ликвидности и кредитный риск. Наличие дебиторской задолженности свидетельствует о внеплановом отвлечении средств из оборота, вызывающем финансовые затруднения. Дебиторская задолженность может замедлить оборачиваемость оборотных средств, нередко служит причиной для возникновения просроченной задолженности по банковским ссудам, приводит к нарушению сроков расчетов с поставщиками и другими кредиторами. Все это ведет к необходимости платить штрафные санкции и создает серьезные затруднения для предприятия.

Эффективное управление процессом изменения дебиторской задолженности в торговой организации требует, во-первых, мониторинга соотношения дебиторской и кредиторской задолженности – значительное превышение дебиторской и кредиторской задолженности создает угрозу для финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение кредитов банков. Во-вторых, необходимо практиковать предоставление скидок при досрочной оплате, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции.

Чтобы пополнить товарные запасы или сменить торговое оборудование, торговое предприятие прибегает к кредитам, а значит, повышает свой общий риск, так как возникающий эффект финансового рычага чреват как положительными, так и негативными изменениями рентабельности собственного капитала.

Кроме того, увеличение кредиторской задолженности ведет к тому, что предприятие постоянно отвлекает денежные средства из оборота на уплату процентов по кредиту, штрафы. В итоге у предприятия может не оказаться достаточных средств для закупки соответствующего спросу количества товара. А это ведет к снижению товарооборота, а, значит, и прибыли.

В комплексе
В рамках комплексного риск-менеджмента торговому предприятию следует постоянно проводить финансовый анализ, планировать и прогнозировать основные показатели деятельности. Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность предвидеть экономическую ситуацию и выбрать из стандартного арсенала инструментов управления рисками адекватные.

Что касается самого механизма риск-менеджмента торгового предприятия, то на его функционирование большое влияние оказывают две группы факторов: внешние и внутренние.

Торговля обслуживает стадию перераспределения процесса воспроизводства. А значит, предприятия торговли особо восприимчивы к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста, проблемы налоговой, банковской, кредитной систем, инфляция незамедлительно сказываются на покупательной способности населения, на товарообороте и прибыли предприятий торговли, а следовательно, на количестве и величине возникающих рисков и методах их нейтрализации – на функционировании всего механизма риск-менеджмента. Факторы внешней среды трудно поддаются управлению или вообще не регулируются предприятием. Управлять ими практически невозможно – можно лишь уменьшить негативное или усилить положительное воздействие внешней среды путем постоянного сбора, анализа информации о тенденциях развития процессов внешней среды и прогноза ее возможных изменений.

Проблемы, связанные с внутренней средой механизма риск-менеджмента предприятий торговли, могут рассматриваться в различных аспектах. Важнейшими из них являются организационный, управленческий, функциональный, элементный, пространственный, временной, социальный аспекты. В современных условиях эта группа проблем приобретает особое значение, поскольку проблемы механизма риск-менеджмента в большей степени подконтрольны предприятию, и решить их в случае необходимости оно сможет.

Дата последнего обновления:
04.08.2015 18:22