Теоретические и практические основы государственного страхования экспортных кредитов

Автор: Савельев Алексей Алексеевич

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, заставил участников международной торговли предъявлять повышенные требования в области управления рисками, а также в сфере продвижения своих товаров и услуг на рынки зарубежных стран. В условиях нестабильности мировой экономики и возросших рисков при проведении внешнеторговых операций инструмент государственного страхования экспортных кредитов выходит на передний план, когда речь заходит об экспансии национального экспортера на зарубежные рынки. 

Внешнеэкономическая деятельность вообще и международная торговля в частности включает в себя трансграничное движение товаров, услуг и денежных потоков. Как и любая экономическая или финансовая операция, международная торговля связана с рядом рисков, с которыми может столкнуться экспортер в процессе осуществления торговых операций. Данные риски можно разделить на 2 крупные категории: имущественные риски (риск полной или частичной утери груза) и риски неплатежа. Возможность неоплаты поставленного товара возникает при использовании инструмента экспортного кредитования, в частности, с применением отсрочек платежей. Стоит отметить, что данная форма взаимоотношений между продавцом и покупателем становится все более и более востребованной в связи с тем, что удовлетворяет целому ряду потребностей как экспортера, так и импортера. Продавец получает преимущество по сравнению с конкурентами, работающими на условиях предоплаты, и имеет возможность занять большую долю рынка, продав большее количество товара. Импортер же имеет возможность пользоваться денежными средствами, не отвлекая их из оборота, большую мобильность на рынке и при этом избегает необходимости использовать дорогостоящее и, порой, труднодоступное финансирование посредством банковских институтов. На сегодняшний день около 80% внешнеторговых поставок осуществляется на условиях отсрочки платежа, то есть с использованием различных кредитных механизмов, что увеличивает риски экспортеров по потере финансовых средств. Поэтому компании-экспортеры нуждаются в консультационной и экономической поддержке, которая, как правило, осуществляется либо государством, либо частными компаниями. Экспортный кредит может приобретать вид как коммерческого (кредита поставщика), так и финансового кредита (кредита покупателю). В случае предоставления кредита поставщика кредитором является компания-экспортер, поставляющаяся иностранным контрагентам товары или услуги на условиях отсрочки платежа. При применении схемы «кредит покупателю» кредитором выступает банк страны экспортера, кредит предоставляется импортеру под покупку определенных товаров экспортера.

В случае использования схем экспортного кредитования неплатежи могут возникнуть по причине проявления коммерческих либо политических рисков.

Под коммерческим риском в экспортном кредитовании понимают предпринимательский, хозяйственный риск, возникающий при проведении бизнес-операций, состоящий в возможном, случайном снижении, потере доходов, денежных средств предпринимателя. При этом коммерческий риск возникает ввиду естественно экономических причин, вызванных неопределенностью рыночной среды, недостатка информации о состоянии рынка, невозможности точно предсказать динамику его тенденций. На практике к коммерческому риску относят кредитный риск, то есть вероятность неоплаты задолженности по платежам и обязательствам в установленный контрактом срок. Кредитный риск может реализоваться в результате банкротства покупателя-импортера, являющегося частной компанией (невозможность произвести платеж) и отказа покупателя-импортера от погашения задолженности или принятия товара (нежелание произвести платеж) [1] . Таким образом, кредитный риск при экспортном кредитовании складывается из финансового и торгового рисков. Финансовый риск представляет собой риск недостаточности денежных средств для выполнения финансовых обязательств, торговый риск - риск изменения предварительных соглашений между сторонами внешнеторгового контракта в силу широкого спектра труднопредсказуемых причин (изменение качества товаров во время транспортировки, изменение мировых цен и пр.)  [2].

При страховании экспортных кредитов, страховыми случаями в части страхования от коммерческих рисков, как правило, являются убытки страхователя по контракту, возникшие вследствие:

  • наступления несостоятельности контрагента страхователя, из-за чего контрагент не оплатил или не может более оплачивать товары (работы, услуги), являющиеся объектом контракта, заключенного страхователем с контрагентом;
  • непогашение предоставленного контрагенту страхователем коммерческого (торгового) кредита по истечении предусмотренного договором периода ожидания (длительная просрочка платежа);
  • наступление несостоятельности гаранта или поручителя, если обязательства контрагента обеспечены банковской гарантией или поручительством, и гарант или поручитель не исполнил или не может более исполнять свои обязательства из договора поручительства или банковской гарантии при условии несостоятельности контрагента. 

Необходимо заметить, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности всегда остается вероятность наступления событий, которые могут нарушить осуществление любой операции. Эти обстоятельства не зависят от воли лиц, от рыночной среды и от экономических законов, а также носят катастрофический характер. Вероятность наступления таких событий сложно оценить, и ущерб от них измеряется миллионами, или даже миллиардами долларов. Речь идет не о стихийных бедствиях. Эти непредвиденные события получили название политических рисков и по своей сути являются неблагоприятными последствиями государственного вмешательства в экономические процессы.

Под политическим риском понимается широкий спектр различных опасностей, приводящих к имущественным или финансовым потерям: «это интегрированное, соизмеримое взаимодействие политических, экономических, социальных и психологических факторов, кардинально меняющих экономическую ситуацию в стране, приводящих к внезапным потерям в сфере торговли и инвестиций, кредитования, валютных расчетов и других операций, совершаемых юридическими и физическими лицами» [3] .  К политическим рискам принято относить следующие события:

  1. невозможность продолжения экономической деятельности иностранным контрагентом вследствие военных действий, революции, гражданской войны и т.д.
  2. национализация, конфискация бизнеса и имущества иностранного контрагента;  
  3. введение эмбарго международного сообщества на торговые отношения со страной, в которой осуществляет деятельность иностранный контрагент;
  4. неблагоприятное изменение налогового законодательства; 
  5. запрет или ограничение конвертации национальной валюты в валюту договора. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

С учетом всего вышесказанного можно выделить наиболее значимые характеристики политического риска: он включает в себя политические факторы, события или меры, влияющие на взаимоотношения, основанные на договорах частного права, которые препятствуют выполнению обязательств между частными контрагентами или государственными и частными партнерами и затрагивают реализацию имущественных прав частного субъекта. Политический риск может принимать различные формы, начиная от вооруженных конфликтов и заканчивая мелкими административными распоряжениями,  при условии, что эти события напрямую затрагивают осуществление подписанных контрактов. Список событий не ограничен и может дополняться в процессе развития мировой экономики и международных отношений.

Таким образом, при проведении внешнеэкономической деятельности национальный экспортер сталкивается с рисками неоплаты поставленного товара. Данные риски могут возникнуть по чисто экономическим причинам (неверное прогнозирование развития конъюнктуры рынка, неверная оценка финансового положения контрагента и т.д.). В этом случае принято называть данные риски коммерческими. В случае если неоплата товара произошла по причинам, не зависящим от участников международной торговли (запрет на конвертацию валюты, революции, экспроприация имущества импортера и т.д.), то  данный вид рисков принято называть политическим. 

Для целей снижения зависимости от подобного рода рисков в странах с развитой экономикой и в большинстве стран с развивающейся экономикой существуют институты государственной поддержки и страхования экспорта. 

Страхование экспортных кредитов является одним из наиболее распространенных способов управления рисками при проведении внешнеторговых операций, а также способствует развитию международных экономических и торговых отношений, так как является косвенной мерой стимулирования международного товарооборота, которое не противоречит нормам регулирования ВТО. Оно направлено на устранение или снижение коммерческих и политических рисков, возникающих при экспортном кредитовании. Страхование экспортных кредитов принято подразделять на 2 крупные категории - это страхование экспортных коммерческих кредитов (кредитов поставщика) и страхование экспортных финансовых кредитов (кредитов покупателю).

Страхование экспортных коммерческих кредитов действует по следующей схеме:Схема 1: Государственное страхование коммерческих кредитов [4].

  1. Экспортер заключает договор страхования экспортных кредитов с государственным агентством по страхованию экспортных кредитов и оплачивает страховую премию;
  2. Экспортер осуществляет поставку товаров и/или оказание услуг импортеру на условиях отсрочки платежа;
  3. Импортер производит оплату полученных товаров и услуг;
  4. Государственное агентство по страхованию экспорта производит выплату страхового возмещения в случае неоплаты поставленных товаров и/или оказанных услуг со стороны импортера.

При страховании экспортного коммерческого кредита страхователем выступает экспортер. На страхование принимается риск непогашения коммерческого кредита, предоставленного импортеру экспортером. Клиентами государственного экспортного агентства в данном случае выступают национальные компании, экспортирующие товары, услуги, выполняющие исследования или проектирование, предоставляющие своим зарубежным партнерам/покупателям средне- и долгосрочную рассрочку платежа. Риски, покрываемые данным видом страхования, - это, как правило, неисполнение иностранным покупателем (дебитором) платежных обязательств по экспортному контракту, одностороннее расторжение контракта покупателем, уничтожение и исчезновение товара, реквизиция, конфискация, недобросовестное погашение векселей, вызванное политическими или коммерческими событиями. Размер страхового покрытия по данному виду сделок устанавливается индивидуально для каждого договора страхования и может составлять до 100% размера предоставленного кредита [5] .

Основные преимущества, которые получает национальный экспортер при данном виде страхования, - это возможность получения экспортером финансирования посредством дисконтирования векселей, выпущенных  покупателем в оплату товаров и услуг. 

Страхование экспортных финансовых кредитов может быть представлено следующей схемой:Схема 2: Государственное страхование кредитов покупателю / рефинансирование [6]

  1. Импортер получает банковский кредит от банка. При этом банк может быть расположен как в стране экспортера, так и в стране импортера; 
  2. Государственное экспортное агентство выпускает полис страхования экспортных кредитов на сумму предоставленного кредита. Бенефициаром по данному полису является банк, предоставивший финансирование импортеру под покупку товаров, поставленных экспортером. Банк оплачивает страховую премию;
  3. Экспортер осуществляет поставку товаров и/или оказание услуг импортеру на условиях отсрочки платежа;
  4. Импортер производит оплату полученных товаров и услуг;
  5. Импортер гасит кредит, предоставленный банковским учреждением;
  6. Государственное агентство по страхованию экспорта осуществляет выплату страхового возмещения в случае непогашения предоставленного банком кредита со стороны импортера.

Данный продукт предназначен для национальных и иностранных банков, заинтересованных в страховании / гарантии кредитов, выданных, в данном случае, зарубежным банкам, государственным или частным компаниям с целью финансирования / оплаты национального экспорта и / или связанной с ним деятельности (исследований, проектных, пуско-наладочных работ). Основными параметрами для расчета размера страховой премии являются: 

  • страновой риск, 
  • финансовое положение заемщика, 
  • структура обеспечения кредита, 
  • срок погашения кредита, 
  • размер собственного удержания страхователя и соответствующий размер страхового покрытия. 

При использовании данной схемы возможно покрытие политических и коммерческих рисков до 100% от суммы финансирования / рефинансирования [7] . Несмотря на общий фокус государственных экспортных агентств на рисках, дюрация которых превышает 3 года, при данном виде взаимодействия существует возможность кратко-, средне- и долгосрочного рефинансирования при фиксированной и плавающей процентной ставке. Также возможно использование связанного финансирования/ рефинансирования одного или нескольких четко определенных импортных контрактов. Приведенные выше схемы взаимодействия государственных институтов по страхованию экспортных кредитов с участниками внешнеторговых отношений являются наиболее базовыми вариантами сотрудничества, однако на практике применяются более комплексные схемы взаимодействия государственных агентств по страхованию экспорта с субъектами международной торговли. Рассмотрим их более подробно.

Участие страховщика возможно при проектном финансировании, в данном случае государственное агентство выдает гарантию проектной компании под получение финансирования у банка.

Схема №3. Государственное страхование в рамках проектного финансирования

  1. Государственное агентство по страхованию экспорта выдает гарантию проектной компании. Гарантия служит обеспечением при получении проектной компании кредита в иностранном банке.
  2. Банк предоставляет долгосрочное финансирование проектной компании. Как правило, проектная компания создается специально под конкретную сделку, выполняет роль заемщика, при этом получает ряд прав собственности. Проектные компании учреждаются инициатором проекта. 
  3. Национальная компания – подрядчик выполняет требуемый объем работ.
  4. Проектная компания производит оплату выполненных работ или поставленных товаров.
  5. Проектная компания гасит кредит иностранному банку.

При выдаче гарантии под проектное финансирование клиентами государственных агентств по страхованию экспорта являются национальные и международные банки, предоставляющие проектное финансирование, а именно целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта без регресса или с ограниченным регрессом кредитора на заемщика, при котором обеспечением платежных обязательств являются денежные доходы от функционирования данного проекта, а также активы, относящиеся к этому проекту. Можно выделить следующие основные черты вышеописанной схемы:

  • Источник финансирования альтернативный корпоративному финансированию, возможность привлечь значительные денежные ресурсы для решения конкретной хозяйственной задачи; 
  • Структурирование операции с использованием специальной проектной компании,  что позволяет распределить риски оптимальным образом; 
  • Улучшение характеристик проекта и увеличение вероятности реализации инвестиций через механизм проектного финансирования.

Нередко в практике международных экономических отношений при аккредитивной форме финансирования и расчетов банку требуется дополнительное обеспечение и гарантии финансовой устойчивости и благонадежности национального экспортера. В таких случаях государственное агентство по страхованию экспорта может использовать возможность выдать соответствующую гарантию.

Схема №4. Подтверждение аккредитивов

  1. Государственное агентство по страхованию экспорта выдает гарантию банку экспортера. Гарантия необходима для последующего финансирования сделки и оплаты банком стоимости аккредитива по договору поставки;
  2. Импортер подает заявление в обслуживающий его банк на выпуск аккредитива;
  3. Банк импортера осуществляет выпуск аккредитива;
  4. Банк экспортера подтверждает аккредитив и предоставляет финансирование банку импортера для последующей оплаты поставленного товара;
  5. Экспортер осуществляет поставку товара и/или оказание услуг;
  6. Банк экспортера оплачивает до 85% стоимости контракта национальному экспортеру.

При вышеописанной форме взаимодействия клиентами государственного экспортного агентства являются национальные и иностранные банки, заинтересованные в страховании кредитов, предоставляемых в рамках подтвержденных документарных аккредитивов, выпущенных иностранными банками, банками-резидентами иной страны, нежели страна подтверждающего банк. Такой аккредитив в данном случае является инструментом кредитования и расчета по операции связанной с экспортом товаров и услуг (срок погашения - до 5 лет).

Национальные экспортеры и банки могут извлечь следующие преимущества из данной формы взаимодействия:

  • Возможность привлечения финансирования Российскими банками на длительные сроки при существенном снижении стоимости такого финансирования; 
  • Национальный экспортер получает значительную часть оплаты по экспортному контракту в кратчайшие сроки, не отвлекая при этом из оборота денежные средства.
  • Экспортер имеет возможность проявлять более гибкую политику в отношении зарубежного партера, не опасаясь наступления несостоятельности оного.

Рассмотренные схемы и методы государственного страхования могут подвергаться модификации в зависимости от потребностей экспортера или конкретной сделки, однако все они преследуют своей целью способствование и поддержку национальных экспортеров в их стремлении выхода на новые рынки и укреплению своих позиций на них.

Таким образом, страхование экспортных кредитов – это один из основныхспособов риск менеджмента и при проведении внешнеторговых операций. Оно направлено на элиминирование или уменьшение коммерческих и политических рисков, возникающих при экспортном кредитовании. Страхование экспортных кредитов является необходимым финансовым механизмом, который направлен на предоставление большей финансовой защищенности национальных экспортеров, что в конечном итоге благоприятно сказывается на развитии национального экспорта в узком смысле и на общем развитии международной торговли в широком. В течение 2010 года участниками Бернского Союза [8] было застраховано 10% экспорта и инвестиций на общую сумму 1,4 триллионов долларов США [9].  Ввиду обострения конкуренции на международном рынке товаров и услуг, в ближайшие годы прогнозируется рост спроса на услуги по страхованию экспортных кредитов.

  • [1]  Budd N. Credit enhancement in international trade transactions. - London: Lloyd's of London Press, 1992
  • [2]  Dowding T. Developments in European credit and political risk insurance. -London: Financial Times, 1998
  • [3]  Карякин М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций (вопросы теории и методологии). – М.:  «Авуар Консалтинг», 2002. с.21  
  • [4]  Данная форма взаимодействия является классическим видом страхования экспортных коммерческих кредитов и применима как для единичных сделок (контракт на одну отгрузка отвара одному контрагенту), так и для регулярных поставок товара нескольким контрагентам.
  • [5]  Однако, как правило, для целей стимулирования национальных экспортеров к более скрупулезному и обдуманному подбору внешнеторговых партнеров, государственные агентства по страхованию экспорта устанавливают размер собственного удержания экспортера в размере 5-20% в зависимости от условий сделки.
  • [6]  Данная форма взаимодействия более распространена при финансировании единичных сделок при стратегически важных поставках на крупную сумму.
  • [7]  Как и в случае со страхованием коммерческих кредитов, государственные агентства по страхованию экспортных кредитов чаще всего устанавливают размер собственного удержания страхователя на уровне 5-15%.
  • [8]  Бернский Союз - Объединение крупнейших мировых компаний, специализирующихся на страховании экспорта и инвестиций.
  • [9]  Berne Union Press Release. April’2011.

 

Литература.

  1. Building an Import/Export Business Kenneth D. Weiss, John Wiley and Sons, Hoboken, USA  2007 - р. 158-160 
  2. Dowding T. Developments in European credit and political risk insurance. -London: Financial Times, 1998
  3. Карякин М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций (вопросы теории и методологии). – М.:  «Авуар Консалтинг», 2002.
  4. Budd N. Credit enhancement in international trade transactions. - London: Lloyd's of London Press, 1992
  5. "The Berne Union is the leading association for export credit and investment insurance worldwide" Bernunion Yearbook 2010. Материалы сайта www.berneunion.org.uk
  6. F.Morel. Credit Insurance in support of international trade. Observation throughout the crisis. Материалы сайта www.berneunion.org.uk
  7. Berne Union Press Release. April’2011. Материалы сайта www.berneunion.org.uk

 

 

Дата последнего обновления:
04.08.2015 18:22